Иногда слышу такие причины задержки речи, но все это заблуждения!
Мама 1:
«У нас такая генетика, папа тоже поздно заговорил»
Мама 2:
«А у нас ребенок билингв, поэтому задержка»
МАМА 3:
«А мои двойняшки и поэтому не хотят говорить»
Мама 4:
«А мой просто ленится…»
Ребенок наследует тип нервной системы. Но анамнез (беременность, роды, первые месяцы жизни) у каждого ребенка свой. Билингвизм и двойняшки – это не диагноз.
Любой ребенок (без психиатрических нарушений) хочет говорить!
Слово «лень» не применимо к детям
до 4-х лет.
Предлагаю рассмотреть схему, которая откроет вам глаза на многие вещи, и вы поймете, откуда берется речь!
Вы видите домик: на крыше написано первый класс и изображено много кирпичиков. В каждом кирпичике есть определенные умения или навыки, которыми ребенок овладевает в процессе своего развития.
Для вашего понимания я перевела все эти термины на простой родительский язык, изобразила это в виде домика и написала всё от имени ребёнка, чтобы вам было более понятно то, что чувствует ребёнок и как постепенно приходит к речи.
Почему домик? Любому дому нужен отличный фундамент. И если в фундаменте что-то не так, то дом потерпит «крушение».
Развалятся стены и упадет крыша. Если Вы посмотрите на этот файл, вы поймёте, что крыша - это то, к чему идёт ребёнок в свое дошкольное детство. Он приобретает различные умения и навыки. И со всем этим «набором» он приходит в первый класс.
К слову, можно бесконечно долго спорить есть речевые нормы или нет, но первый класс уравняет всех!
И системе образования будет все равно, что кто-то говорить начал в два года, а кто-то только в пять.
Какие навыки нужны ребенку, чтобы появилась речь? Слова не залетают ребёнку в голову. Это очередной миф.
Слова рождаются в теле! Сразу после рождения, ребенок начинает получать разные ощущения от окружающего мира. И эти ощущения мы назовём сенсорными. Смотрите на фундамент домика!
  • 1
    Ребёнок ощущает кожей - это тактильное чувство.
  • 2
    Ребёнок ощущает равновесие - это вестибулярное чувство
  • 3
    Ребёнок чувствует мышцы и суставы - это проприоцептивная система (мышечно-суставная, чтобы вам было более понятно).
Три базовых кирпичика начинают функционировать еще до рождения ребенка (с 36-ой недели) и активно «включаются» в работу с момента рождения до двух – трёх лет.
Далее идут еще четыре сенсорных чувства: обоняние, вкус, зрение и слух.

Таким образом вы видите, что основу нашего фундамента составляют семь сенсорных систем (есть еще одна и она важна для формирования туалетного навыка, но это уже другая история).
Что может нарушить их работу?
Сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции, гипоксия, травмы, нарушения слуха, генетические синдромы, недоношенность, рождение ребёнка с помощью КС.
Возможно, вы удивитесь, откуда в списке КС? Дело в том, что при КС используют анестезию, которая угнетает нервную систему малыша, а также кислород поступает в организм ребенка несколько агрессивнее, нежели при естественных родах. Но это не значит, что все дети, рожденные КС будут иметь задержку речевого развития. Мы рассматриваем неблагоприятные факторы.
Чтобы появилась речь, необходимо автоматизировать все навыки и умения!
Обратите внимание, что речь у нас стоит на пятом этаже (Я различаю звуки и говорю). Она располагается достаточно высоко от фундамента. Поэтому для того, чтобы овладеть полноценной речью, необходимо приобрести достаточно много умений и навыков.
Причем здесь чтение книжек, наследственность или билингвизм? Чем поможет логомассаж, Томатис, ноотропы?
Теперь вы многое понимаете про речь! Наверняка, уже догадываетесь почему моя система работает!
Как же маме или папе помочь своему ребенку начать говорить?
Узнаете в заключительной статье.