Если ребенок отстает в активной речи, значит что-то нарушено в фундаменте дома! Но кто и как может узнать что именно?
Этим занимается логопед ранней помощи! Чтобы качественно диагностировать ребенка, ему нужно 30 минут на игру с ребенком, десяток видео о ребенке, подробный анамнез, которые предоставят родители до встречи (на их изучение около 40-60 мин), затем 30 минут на беседу с родителями после игры.

Итого, пару часов на изучение малыша.
Далее выдвигается гипотеза предположительного нарушения и, возможны варианты:
  • 1
    Ребенок остается в коррекции у логопеда при первичном речевом нарушении и предлагается план коррекции.
  • 2
    Если логопед видит (возможно, предположительно) другие нарушения, значит дает рекомендации нужных специалистов и ПОДРОБНО ДАЕТ ОБЪЯСНЕНИЯ (почему и зачем психиатр, сенсорный терапевт, невролог, сурдолог или другие специалисты).
Возможно, ваш ребенок уже ходит в логогруппу, к частному логопеду или нейропсихологу? Сможете перечислить, какие навыки у вашего ребенка в дефиците? А с каким нарушением работает специалист?
Когда задаю этот вопрос, то слышу такие варианты:
*мы речь запускаем (как, если не было диагностики?)

*ЗРР, ЗПР, ЗПРР и т.д. (симптомы, но симптомы какого нарушения? Непонятно)

*Сенсомоторная и моторная алалия (в свете последних изменений в науке логопедии, теряют свою актуальность для неговорящих детей).

*либо мама пожимает плечами…
Да, эти вопросы ставят родителей в тупик, потому что многое становится очевидным.
Диагностики не было, нарушения не знаем, дома ничего не делаем, потому что никто не научил и не показал. Из кабинета на время занятия выставили!
Вопросов много, ответов нет. Ребенок живет с родителями 24/7, а с логопедом полтора часа в неделю. Как можно отстранить родителей от процесса?
Коррекция идет всегда: на прогулке, по дороге из детского сада, в магазин, во время купания, завтрака, в очереди к врачу и т.д. И родители об этом должны знать с помощью ведущего специалиста, который приглашает на занятие и обучает как играть, во что и зачем? И какие навыки мы формируем у ребенка. Вот только так придет заветная речь.
«Что нам делать, с чего начать?» Ответ на вопрос один и другого быть не может. С грамотной диагностики.
Но что делать, если таких специалистов рядом нет? Что может сделать мама, чтобы помочь малышу и может ли?
Мама может! Может помогать через игры, но есть нюанс!
Большинство родителей уже готовы к этому и взяли ситуацию в свои руки. Вооружившись играми для запуска речи из социальных сетей, начинают с ребенком ЗАНИМАТЬСЯ. В интернете масса материалов с громкими заголовками. Игры: сенсорные, пальчиковые, двигательные и прочие. Скачиваем, покупаем, играем.
Но рано или поздно мамина энергия заканчивается. «Я не специалист, может мы вообще делаем не то и все эти игры не работают. Только теряем время»
На самом деле, родители, вы – молодцы! Но у вас не получается потому, что играете не в те игры.
Каждая игра развивает определенную сферу навыков, которые лежат в основе речи. Об этом вы уже знаете из предыдущей статьи.

Играя во все игры подряд, вы используете «комплексный подход» (именно такого подхода придерживается «советская» логопедия), вместо того чтобы насыщать области, которые в срочном порядке требуют нашего внимания у конкретного ребенка.
Эту систему я называю: 100 игр на запуск речи. И в такой коррекции дети находятся годами...Если рассматривать глобально, то:
– Для детей с психиатрическими нарушениями будут свои игры, предлагаемые АВА терапевтом;

– Для детей с сенсорными нарушениями – игры от специалиста по сенсорной интеграции;

– Для детей с речевыми нарушениями – игры от логопеда.
Эти три большие категории делятся еще на десятки «подкатегорий».Например, сенсорные игры - это не просто больше бегать по песку и играть с крупами в коробках. Все намного серьезнее. Где каждая игра несет задачу – установить связь мозга и тела.
Поэтому игры из интернета у мамы-блогера или логопеда в риллс - это здорово и заслуживают вашего лайка. Но стоит ли тратить на них время…решать вам.
К какой из сфер относится ваш ребенок? А к какой категории внутри этой сферы? Скорее всего, вы задумались, но точно не знаете. Вот поэтому нет динамики. Играть во все игры подряд - это потеря времени.
В моём директе очень много писем, в которых перемешаны симптомы речевых нарушений, сенсорных и психиатрических.
Вы думаете, что я смогу по вашему описанию взять и направить...Но чаще всего это невозможно. Потому что симптомы схожи, и чтобы понять наверняка что с ребенком, нужно посмотреть, как он поведет себя в той или иной ситуации.
Вот поэтому несколько лет назад я создала онлайн диагностику. Она построена на играх, которые создают эти самые ситуации для малыша.
Вы наблюдаете, как ребенок себя ведет и о чудо, приходит понимание и ответы на вопрос «Почему нет речи? Что делать дальше?». И на опыте 7000 родителей я точно знаю, что вы можете помочь вашему ребенку. На самом деле это просто, если есть пошаговый план действий.
Уже 3 года мы помогаем таким родителям как вы в формате онлайн. У диагностики более 600 положительных отзывов и они продолжают приходить к нам ежедневно.
Если вы почувствовали в моих словах правду, увидели логику в моем подходе, то приглашаю вас посмотреть, как устроена диагностика и почему с нами в онлайне родители получают больше ответов, чем на очных консультациях.